Книжный клуб.
Друзья, вот и прочел я книгу «Беседы с Майолем» товарища Анри Фрера.
Это такой своеобразный литературный труд ученика, который на протяжении нескольких лет записывал свои беседы с мастером. Об истории, о живописи, о скульптуре, о вкусах. Тут друзья, товарищ Майоль открылся для меня совсем с другой точки зрения! Даже стал ближе, понятнее!
Читателю, который не увлекается искусством, скорее я даже не посоветовал бы читать эту книгу, более того я бы сказал, что она не очень интересная стилистически, композиционно. Много названий, имен, много рассуждений о проф качествах которые знают художники, но о которых совсем неизвестно обывателю. Мне это напомнило беседы, которые проходили и проходят периодически в мастерских наших учителей! Сидим мы вот такие робкие ученики, задаем вопросы, опрокидываем рюмашечку и рассуждаем обо всем на свете с академиками «…а как сделать вот это»… «а что вы думаете по этому поводу…а как вам этот товарищ и его многотонный памятник?!»
Должен вам признаться друзья, читая беседы с Майолем и вспоминая беседы с нашими учителями, в очередной раз убедился — все-таки есть такие произведения искусства, которые любят и ценят одинаково на всех континентах и во все времена. Есть определенные принципы и качества художника, за которые уважают коллеги в любом месте и в любое время!
Был момент, когда любимую натурщицу Дину Верни захватили фашисты, и именно по просьбе Майоля, Арно Брекер (немецкий скульптор) вытащил ее из казематов, не смотря на большой риск!
А про восхищение греческой скульптурой не стоит и говорить, я не знаю ни одного скульптора, который не выразил бы свое восхищение ею! Все это вы найдете на страницах книги)!
Вот пара любопытных отрывков
«Пикассо погубили люди, захвалившие его. Ему внушили, что в сравнении с ним сам господь бог — ни-что. И ему захотелось стать единственным художником в мире. Это гордыня, верно? Бурдель был таким также.
Он не допускал мысли, что есть скульпторы и кроме него. Он, например, не выносил Родена. Такие люди — гордецы. Им хочется быть единственными. А вот Роден иной. Он радовался, когда видел что-нибудь стоящее.»
«Швейцарцы, знаете ли, умеют обращаться с произведениями искусства. Меня письменно запросили, как ее установить, какой высоты лужен постамент… Потом прислали еще одно письмо — с благодарностями. Во Франции так никогда бы не по-ступили. Швейцарцы серьезные, замечательные люди.
Они любят искусство.»